Сетевое, серверное, телекоммуникационное и торговое оборудование, AutoID и видеонаблюдение, ИБП и АКБ

Возможности Cisco Unified Communications

 

 

Unified Communications

Большинство инженеров, услышав о Cisco Unified Communications, начинают думать только о VoIP. Но под термином Unified Communications Cisco скрывает гораздо больший функционал. Он размывает границы между различными видами связи (передача видео, голоса, данных) и объединяет их в одно целое.

В российской Википедии унифицированные коммуникации -   это технология, представляющая собой интеграцию услуг реального времени таких как: мгновенные сообщения (чат), информация о присутствии (presence), телефония (включая IP-телефонию), видеоконференция, совместная работа над документами, управление вызовами и распознаванием речи с унифицированными почтовыми системами (голосовая почта, электронная почта, SMS и факс).

Унифицированные коммуникации, как правило, не является одним продуктом, но представляет собой набор продуктов, которые обеспечивают потребителя единым интерфейсом и возможностью доступа к услугам на различным коммуникационных устройствах (стационарный телефон, мобильный телефон, компьютер, ноутбук и др.).

 В данной статье будет рассказано о различных направлениях Unified Communications.

Всего таких направления четыре:

  • Cisco Unified Communications Manager Express (CUCME);
  • Cisco Unified Communications Manager (CUCM);
  • Cisco Unity Connection;
  • Cisco Unified Presence.

Но это только основные направления и их можно расширять, добавляя в них необходимый функционал, например, для развертывания контакт-центра или создания конференц-связи.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Cisco Unified Communications Manager Express

Cisco Unified Communications Manager Express (CME) позволяет развертывать телефонный сервис на маршрутизаторах Cisco. Именно для этой цели в них предусмотрены порты FXO, FXS, E1 и T1 для подключения к голосовым сетям.

Наибольшее распространение в России получили цифровые сети ISDN E1 PRI. Для взаимодействия голосовых сетей друг с другом используются голосовые шлюзы (voice gateways), которые оснащаются всеми необходимыми типами портов для подключения голосовых потоков.

Всего существует три типа цифровых потока:

  • T1
  • E1
  • ISDN
    • BRI
    • T1 PRI
    • E1 PRI

Подключение к ним производится через интерфейсные карты, а сам тип потока определяется настройками шлюза. Примеры таких карт VWIC-2MFT-T1, VWIC-2MFT-E1, VWIC-2MFT-G703, VWIC-2MFT-E1-DI.

Подробнее с голосовыми картами можно ознакомиться по ссылке

http://www.cisco.com/c/en/us/td/docs/routers/access/interfaces/ic/hardware/installation/guide/voi_wic.html

  vwic

 В зависимости от используемой платформы CME может поддерживать до 450 IP телефонов, что прекрасно подходит для компаний малого и среднего размера.

CME можно использовать как на маршрутизаторах ISRg2 так и ISRg1, только установив в них необходимый IOS. Начиная с 15 версии IOS  для активации CME  необходимо использовать PAK. В таблице ниже перечислено максимальное количество поддерживаемых телефонов в зависимости от выбранной платформы.

Платформа

Кол-во поддерживаемых IP телефонов

2901

35

2911

50

2921

100

2951

150

3925

250

3945

350

3925E

400

3945E

450

 

Основные возможности CME:

  • Позволяет гибко управлять сетевой инфраструктурой и коммуникациями на одном устройстве;
  • Управления из CLI маршрутизатора или с помощью GUI, например, Cisco Configuration Professional (CCP);
  • Локальное хранилище базы пользователей и телефонной книги на маршрутизаторе;
  • Интеграция с приложениями пользователей, например, используя Cisco Unified CallConnector можно совершать звонки контактам из Microsoft Outlook.
  • Интеграция в другие VoIP станции, например, можно развернуть CME в удаленном офисе компании и подключаться к полноценному CUCM в головном офисе.
  • Интеграция с CUE.

CUE это система голосовой почты, которая может быть установлена в маршршрутизатор одним из двух способов:

  • Internal Services Module (ISM), устанавливается внутри маршрутизатора и использует flash для сохранения данных;
  • Service Module (SM), представляет собой внешний модуль со своим жестким диском

ISM и SM это развитие модулей, использующихся в ISRg1, которые имеют название Advanced Integration Module (AIM) и Network Modules (NM). Старые модули можно использовать в ISRg2.

На рисунках изображены CUE AIM (сверху) и CUE NM (снизу):

CUE AIM

 

  CUE NM

 

На таких модулях работает операционная система на базе Linux, к которой есть доступ из Cisco IOS. В таблице ниже перечислены ограничения на использования модулей.

Платформа

Модуль

Включено портов

Максимум портов

Максимум ящиков

Время хранения

2800/3800

AIM2-CUE-K9

6

6

65

14 ч.

NME-CUE

8

24

275

300 ч.

2900/3900

ISM-SRE-300-K9

2

10

100

60 ч.

SM-SRE-700-K9

4

32

300

600 ч.

Под портами подразумевается как много одновременных сессий может поддерживать CUE модуль (сколько людей могут получать или оставлять сообщения в один момент времени). Увеличение количества портов производится покупкой дополнительных лицензий.

Маршрутизаторы Cisco предназначены в первую очередь для обработки и передачи пакетов в соответствии с таблицей маршрутизации. Для того, чтобы разгрузить центральный процессор Cisco, от обработки голосового трафика применяются специальные процессоры DSP, которые распологаются на модулях PVDM. На этих процессорах выполняется все голосовые функции (сжатие, кодирование, декодирование и т.д.). Они устанавливаются внутри маршрутизатора и выглядят как старый тип памяти SIMM.

 

Количество модулей DSP, которые Вам понадобятся можно рассчитать в специальном калькуляторе:

http://www.cisco.com/web/applicat/dsprecal/dsp_calc.html

 

  Модули pvdm

 

Cisco Unified Communications Manager

Это полноценная АТС от Cisco.

Основные возможности CUCM:

  • Полная поддержка аудио и видео телефонии для больших организаций;
  • Последние версии CUCM запускаются как отдельное приложение на рабочих станциях;
  • Использование кластера из серверов для обеспечения отказоустойчивости. База данных CUCM будет реплецироваться между серверами, в том числе и активные звонки;
  • До 30 000 IP телефонов на один кластер;
  • Встроенные функции создания резервных копий;
  • Поддержка VMWare Virtualization;
  • Интеграция с Microsoft Active Directory.

Также Cisco выпускает CUCM Business Edition – это сервер с возможностями подключения до 500 IP телефонов и объединяющий в себе CUCM, Unified Mobility и Unity Connection, но не поддерживающий кластеризацию.

Cisco Unity Connection

Цель Unity Connection – возможность получения голосовой, электронной почты или факса с любого устройства, поддерживающего голос или приложения. Например, Вам может быть оставлено голосовое сообщение, которое может быть послано на Ваш  электронный ящик, откуда Вы сможете прослушать его на своем мобильном устройстве.

Unity Connection запускается на Microsoft Windows OS и использует Microsoft Exchange e-mail server в качестве хранилища для голосовой почты.

В таблице ниже приведено сравнение решений для голосовой почты, которые ВЫ можете использовать в своей сети.

 

Кол-во ящиков

Платформа

Резервирование

Cisco Unity Express

300

Router

-

CUCM Business Edition

500

Appliance

-

Cisco Unity

15 000

Windows Server

Active/Passive

Cisco Unity Connection

20 000

Appliance

Active/Active

 

Основные возможности:

  • Может работать вместе с CUCM и CME;
  • Позволяет использовать до 20 000 готовых ящиков на сервер;
  • Доступ к голосовому ящику с телефона, электронной почты, браузера,  мобильного телефона или специального приложения;
  • Интеграция с Microsoft Active Directory;
  • Поддержка Microsoft Exchange;
  • Несколько серверов могут работать вместе;
  • Active/Active резервирование, что позволяет балансировать нагрузку и увеличивает количество пользователей, которые могут однвоременно проверять их голосовой ящик с 250 до 500.

Cisco Unified Presence

Unified Presence позволяет видеть статус пользователя (online, offline, свободен, занят и т.д.) до того как ему будет совершен звонок и добавляет следующие функции:

  • Служба обмена мгновенными сообщениями спомощью Jabber Extensible Communication Platform (XCP);
  • Шифрование сообщений при передаче;
  • Возможность объединения с Google Talk, WebEx Connect;
  • Обмен файлами, видео-конференции спомощью XCP;

Cisco Communications Manager Express License

Для работы с CME на маршрутизаторах Cisco необходимо использовать образ Cisco IOS UC, активировать лицензию CME, лицензию на общее количество используемых телефонов и, возможно, лицензии на сами телефоны.

Сервис CME поддерживается как ISRg1 так и ISRg2. Во всех ISRg2 есть возможность использования временной лицензии (60 дней) для ознакомления, затем эта лицензия конвертируется в RTU и позволяет пользоваться сервисом еще 10 лет (это же касается и лицензий SRST).

Лицензии на общее количество используемых телефонов суммируются друг с другом, возможно заказать на  5, 25 или 100 устройств.

Cisco Survivable Remote Site Telephony License

Cisco Unified Call Manager предназначен для работы в организациях большого размера, которые имеют множество филиалов. Обычно телефония строится по централизованной схеме, где сервер CUCM управляет всеми телефонами в головном офисе и в филиалах, что позволяет получить централизованное управление телефонной сетью.

Но при таком подходе при потере связи с филиалом, телефоны в этом филиале перестают работать. Чтобы избежать этого используется технология SRST (Survivable Remote Site Telephony).

SRST используется на маршрутизаторах Cisco и при обнаружении сбоя донастраивает маршрутизатор так, чтобы он смог обрабатывать телефонные звонки в филиале, а после восстановления связи переключать телефонные аппараты обратно на CUCM. Конечно, возможности SRST сильно ограничены, по сравнению с CUCM.

Существует несколько видов SRST:

  • Cisco Unified SRST - обеспечивает сервис для телефонов SCCP. Максимально поддерживается 1500 IP телефонов (Cisco IOS 3945). Это самый простой и быстрый вид реализации SRST, хотя и обеспечивающий минимальное количество сервисов.
  • CUCME в режиме SRST – полноценный CME с гораздо большим функционалом, но при восстановлении связи переключает телефоны обратно на CUCM, максимально поддерживается 450 IP телефонов (Cisco IOS 3945).
  • Cisco Unified SIP SRST - обеспечивает сервис для телефонов SIP. Максимально поддерживается 1500 IP телефонов (Cisco IOS 3945).

Благодаря SRST в отключенном филиале будет продолжать функционирование телефонии, но чтобы дозвонится из центрального офиса в такой филиал используется другой механизм - Call Forward Unregistered (CFUR). Он настраивается в свойствах DN и является просто альтернативным номером, куда осуществляется перевод звонка, если не доступен телефон (например, внешний номер PSTN).

Маршрутизатор серии

Поддерживается телефонов (SRST)

880

4

2901

35

2911

50

2921

100

2951

250

3925

730

3945

1200

3925E

1350

3945E

1500

Лицензии SRST суммируются друг с другом, возможно заказать на  5, 25 или 100 устройств FL-CME-SRST-5=, FL-CME-SRST-25=, FL-CME-SRST-100=.

Gatekeeper Feature License

Gatekeeper - это важная часть H323 VoIP сетей, который позволяет централизовано управлять номерным планом.

При каждом запуске конечные станции регистрируются на Gatekeeper. Если абонент хочет позвонить другому абоненту, он набирает его номер, но в результате спрашивает Gatekeeper о возможности совершения такого звонка. Если да, то Gatekeeper возвращает инициатору IP адрес вызываемого абонента.

Основные функции Gatekeeper:

  • Address translation – трансляция внутренних номеров во внешние при звонке за пределы предприятия, или использование кода региона при звонке в филиалы и пр.;
  • Call Admission Control – контроль количества голосового трафика, ограничение количества одновременных звонков;
  • Bandwidth control – конечная станция может указать предпочитаемый кодек при совершении звонка, что позволяет регулировать пропускную способность сети;
  • Zone management – позволяет разделить сеть на зоны, и в каждой зоне настроить функции по своему.

Также Gatekeeper часто используется для:

  • Call authorization - ограничения на совершение звонков по времени дня;
  • Call management – анализ состояния абонента и, например, перенаправление звонка в случае, если он не доступен;
  • Bandwidth management – запрет соединения при не достаточной полосе пропускания канала;
  • Call control signaling – позволяет перенаправлять сигнализацию на другой Gatekeeper или непосредственно перед конечными станциями.

Лицензия

Описание

FL-GK-2901(=)

Gatekeeper лицензия для 2901

FL-GK-2911(=)

Gatekeeper лицензия для 2911

FL-GK-2921(=)

Gatekeeper лицензия для 2921

FL-GK-2951(=)

Gatekeeper лицензия для 2951

FL-GK-3925(=)

Gatekeeper лицензия для 3925

FL-GK-3945(=)

Gatekeeper лицензия для 3945